6/5 Дней/Ночей | 1 Участники |
Цам —торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах) Забайкалья, Монголии и Тибета. По одной из версий, происходит от древних шаманских практик. Был включён в буддийский ритуальный комплекс. В Монголии и Забайкалье Цам стал одной из основных религиозных мистерий. Монастырский Цам может быть не приурочен к историческому событию или определённому дню. Цель его — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды.
Мистерия Цам проводится в каждом отдельном буддийском монастыре в свой день и именно в тот день, когда она была введена в служение в конкретном дацане. Обряд состоит из танцевальной пантомимы, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, совершают по намеченному кругу религиозный танец, жестикулируя руками.
Персонажи, а значит, и маски мистерии Цам можно условно разделить на несколько групп.
К одной группе образов-масок
относятся различные животные, такие как: ворона/ворон, буйвол, лев, тигр
(снежный барс), олень, медведь. В Монголии к этой группе также относятся:
дракон, мифологическая птица Гаруда. В Тибете — слон и обезьяна.
Следующая группа масок, соответственно, — это маски докшитов, как упоминалось ранее, грозных божеств хранителей и защитников буддийского учения. Их облик антропоморфный, но искажен яростью и гневом. Маски божеств-хранителей высокого ранга украшены тиарой с пятью, тремя либо одним человеческим черепом.
В Мистерии Цам присутствуют образы десяти главных божеств-докшитов, каждый из которых имеет свою свиту из низших божеств.
К третьей группе
масок-образов относятся маски персонажей, представляющие различных людей и
духов. К ним относятся двадцать два шанака, монаха созерцателя, «Белый Старец»,
маски сабдаков — духов покровителей местности.
Нужно особо отметить и тот факт, что Мистерия Цам обладает всеми качествами театра, так как в ней все расписано структурно и досконально от начала до конца, а это и: яркие и ни на что не похожие костюмы, многокрасочные и искусно созданные маски, музыкальное сопровождение, где каждому персонажу относится своя мелодия и ритм, и наконец, отточенные движения танцующих, положения их тел в тот или иной момент ритуала.